Итак, в Москве начался сезон обильных снегопадов, а значит у горожан прибавилось проблем. И главная — это реагенты на дорогах
Честно говоря, админа бесит в этой ситуации все:
- У меня есть собака. И каждая прогулка зимой превращается в проблему, потому, что соль реально разъедает подушечки лап.
- У меня есть машина. И проблема жирной пленки на лобовом стекле у меня видна наглядно. А еще после каждой зимы я вижу новые участки коррозии. И наблюдаю состояние резинок и уплотнителей. Хоть усиликонься и об антикорься. Особой разницы, да простят меня сервисы, которые предлагают эти услуги, нет.
- У меня есть обувь. И даже те небольшие участки дороги, которые я преодолеваю пешком, фактически, убивают ее.
Вообще к соляной смеси у меня сплошные претензии. Лично я считаю, что именно эти реагенты делают возможным создание масляной эмульсии на машинах. Как это получается? Я не химик. Но знания полученные в средней школе, дают мне основания считать, что все эти соли кальция, калия, натрия и магния — а именно они применяются на дорогах, каким-то образом смешиваются с продуктами истирания шин, подтекания автомобильных жидкостей. Вполне может быть, что и сажа и прочие продукты сгорания, принимают самое деятельное участие в процессе, образуя чудесную взвесь, которая налипает на кузов и стекла.
Дорожная соль. Состав примитивен: соль плюс песок или гранитная крошка. И вроде бы и идея здравая.
Но по факту у нас все равно случаются гололеды. И люди падают, ломают себе все, что можно поломать.
Как дорожная соль влияет на автомобиль — не нужно проводить дорогих исследований. Просто зайдите в любой гаражный кооператив, или в курилку к автослесарям.
И вам дадут полнейший расклад по статистике, по износу/коррозии, покажут наглядно, что делает соль на дорогах. Все эти прогнившие пороги и изъеденные манжеты — головная боль автовладельцев.
Как вредна дорожная соль для животных тоже узнать достаточно просто. В любой день, в любую ветклинику зимой. Просто зайдите и посмотрите. И дело не ограничивается язвами на лапах. Потому, что достаточно часто случается и аллергия на дорожную соль, и отравления — ведь питомцы стараются быстрее слизать с лап едкую субстанцию. И не всегда удается вовремя отследить и остановить.
А как смыть дорожную соль с пола — можно спросить в любом торговом или бизнес-центре. У уборщицы первого этажа и парковок на минусовых уровнях.
Потому, что смыть эту гидрофильную взвесь из грязи, песка, масел и соли, с полированного мрамора напольного покрытия — задача очень сложная.
И совершенно непонятно, крошатся ли дорожные плиты от соли, но то, что от нее приходят в негодность ступеньки домов с различными видами покрытия — видно невооруженным глазом.
В общем и целом — редкая пакость, эта ваша соль дорожная. И прежде, чем я перейду к очевидным экологическим проблемам — а соль на газонах и в парках. Под деревьями, куда она попадает вместе со снегом, во время уборки, это очевидное зло не только для растений, но и для всех экосистемгорода. Скверам и водоемам соль тоже пользы, не приносит.
Но вернемся к нашим автомобилям и городам.
Очевидно, что статистики не ведется. Но так же очевидны следующие вещи:
Вся вот эта серая унылая грязь снижает видимость на дорогах. Причем — на порядок.
В условиях короткого зимнего дня серые фигурки пешеходов видны гораздо лучше на фоне белых сугробов. Да и свет фонарей они отражают намного эффективнее, чем грязная жижа
Заснеженная дорога выглядит скользкой. И водители инстинктивно снижают скорость и избегают опасных маневров.
Автомобильные шины, предназначенные для зимнего вождения. Они точно разрабатывались для скользкой грязной каши. Или все-таки, для плотного снежного покрова? А если все-таки второе, то не является ли растапливание снега реагентами, на фоне массовой смены шин в зимний период, дополнительным фактором риска?
Да, в конце — концов, психологически, белый снег приятнее глазу и не так затягивает в депрессию, чем бурое грязное недоумение.
Критикуешь — предлагай.
Старое правило. И я не то, чтобы сильно предлагаю. Но не стоит ли все-таки вернуться к старой — доброй механической очистке улиц. А в качестве анти льда использовать гравийную крошку максимально крупной фракции, чтобы она не не смывалась и не забивала ливневки.
Техники для очистки всякой-разной изобретено достаточно. Но проблема все так же остро стоит.
И основной вопрос в том, что все остальные методы борьбы с наледью, увы, крайне дорогостоящи и высокотехнологичны: можно смешивать песок с горячей водой и распылять его. Таким образом он будет вплавляться в снег и держаться достаточно долго, препятствуя скольжению.
Можно применять метод белорусов — там в некоторых городах вместо соли используют сахар. Он тоже эффективно плавит лед. Безвреден. Но это дорого.
Можно заменить соль селитрой — это тоже эффективно, намного экологичнее. Но — снова очень дорого.
Метод подогрева дорог, на который так любят кивать любители Финляндии. Тема конечно интересная. Но в истории нашей страны, как мне кажется, утопичная:)
Просто откройте карты и сравните территории наших стран. Вся финляндия, с болотами и лесами и тундрой, и вечной мерзлотой, занимает территорию чуть больше, чем Томская область. Или много меньше, чем республика Бурятия. Или — в два раза меньше, чем Чукотский или Ямало-Ненецкий Округи:)