Чем бредовее идея, тем с большим энтузиазмом в нее верят! А главное если изначально забросить хороший посыл.
Например: “А давайте победим лишний вес.” Ведь все же в курсе, что это плохо! А заодно и повысим демографию! — Ой, да. Давайте. Как нам снизить количество тучных людей на улицах нашего города?
— А давайте запретим им вообще выходить из дому. Или сделаем узкие столики и скамейки в местах, где они будут останавливаться. Перестанем шить одежду, больше 48 размера и повысим медицинскую страховку!
Приведут ли данные меры к тому, что жиробасов на улице станет меньше- безусловно. И в кратчайшие сроки!
Решит ли это глобальную проблему ожирения человечества?
Поможет ли это демографии?
Ответ “Нет”, на оба вопроса.
Содержание
Приблизительно такая же беда случилась и с электрокаром.
История с ДВС достаточно старая. Продажи идут, но не так ярко. Нужно что-то новое, чтобы обеспеченный человек, у которого есть неплохой, надежный автомобиль, захотел его поменять.
Давайте придумаем парадигму, при которой неглупый, состоятельный человек сам откажется от своего авто?
Давайте создавать! Ведь идея и суть электромобиля шикарна!
А вот кстати, экология!
Здесь и сейчас, выхлоп — это очень плохо. Так же, как и ожирение. Давайте все пересядем на электрички, тем более, при таких ценах на бензин в Европе!
И сделаем электричку модной и престижной.
Разработали, припрягли талантливых маркетологов, нарисовали красивую легенду.
Ииии?
И все, собственно, получилось.
Некий богатый человек, достаточно успешно, раздвинул ряды производителей авто и влез в партер. И стал еще богаче.
Получила ли мировая экология профит? С момента появления первой Теслы прошло более 12 лет. Уже есть статистика.
Ну давайте разбираться.
Экология производства электроавтомобилей.
Аккумуляторы
Про них не сказал и не написал только ленивый. объединяя сведения, которые уже есть на конец 2024 года, что мы имеем?
Только на производство одного аккумулятора для электромобиля расходуется энергия, эквивалентная сжиганию 10 тыс. литров бензина, а такой объем достаточен для поездок обычной машины среднего класса на весь период ее эксплуатации. И основные энергозатраты приходятся на производство АКБ
Для производства аккумуляторов нужен литий и кобальт.
Литий
А для добычи лития, на солончаках литиевого треугольника — Чили, Боливии и Аргентины, требуется вода, в пропорции 2000000л /1000кг
Нет. Мы не путаем циферки. С нулями все в полном порядке. Для производства одной тонны лития требуется два миллиона литров воды или на 1 кг лития — 2 тонны воды. Несложно подсчитать, что при производстве АКБ для одного электрокара, расходуется более 80 тонн воды.
В самой засушливой пустыне мира.
На солончаках.
Естественно, в процессе загрязняется почва, рушатся экосистемы.
Кроме того, доходы фермеров не могут конкурировать в борьбе за воду,с доходами компаний, добывающих литий, а значит сельское хозяйство приходит в упадок. К тому же, население, которое годами добывало соль из солончаков, при дальнейшем их загрязнении просто не сможет этого делать.
Но кого волнуют, в благословенной Европе, проблемы фермеров и микропромышленников трех южноамериканских стран?
Это был более -менее полный расклад по литию.
А что с кобальтом?
А кобальт добывают в Конго.
В кустарных условиях. До сих пор используя рабский и детский труд.
Что стоит за этими строчками? Тысячи километров тоннелей, пробитых вручную. Которые обваливаются ежедневно. И ежедневно хоронят под собой десятки рабочих, в том числе и детей.
А детский труд тут начинается с 4-5 лет.
И при нынешней коррупции, власти ничего не делают для того, чтобы как-то изменить ситуацию.
Но кроме шахт есть еще открытые рудники, где трудятся преимущественно женщины и дети, добывая кобальт кустарным способом. По 12 часов. Вдыхая ядовитые пары, которые приводят к необратимым последствиям в организме и провоцируют риск внутриутробных патологий развития плода.
И в свете этой дичи, экологический вред не рассматривается, а он есть: от эрозии почвы и рукотворном изменении ландшафта в сторону уничтожения видов-эндемиков и нарушения экосистем, до выбросов в атмосферу микро-частиц никеля.
А еще огромные выбросы CO2 и прочая красота.
Знает ли об этом среднестатистический борцун за экологию, когда садится в свою новенькую электричку?
С батарейками разобрались. Но их нужно еще и заправить.
Экологический аспект производства электроэнергии.
Общеизвестный факт, что 80% всей мировой электроэнергии производится на тепловых электростанциях.СО2 на дороге, мы на порядки увеличиваем выбросы в атмосферу, при производстве электроэнергии!
На каждый выработанный киловатт-час энергии для электромобилей в воздух выбрасывается до 274 граммов углекислого газа. Для сравнения, на киловатт-час энергии, вырабатываемой при сжигании бензина в двигателях внутреннего сгорания, углекислотный выброс не превышает 180 граммов.
Воды, при сжигании угля, тоже требуется колоссальное количество. То — есть, при суточной работе ТЭС, воды нужно столько же, сколько бы за сутки израсходовали пять миллиардов человек, удовлетворяя все свои потребности!
А еще кратно увеличиваем нагрузку на электросети, при создании зарядных станций.
И все это для того, чтобы снизить суммарный углеродный след.
А так ли уж велика разница?
В том же Китае и Польше, где основная электроэнергия добывается при сжигании угля, электрокар станет экологичнее двигателя внутреннего сгорания, через 126 655 км!
И пока только в Норвегии, точка равновесия достигается через 14000 пробега. И это благодаря способу добычи электроэнергии- с помощью гидроэлектростанций.
А в общемировой практике — сомнительные успехи.
Утилизация
В начале статьи мы рассматривали экологический вред при производстве АКБ для автомобиля.
Но оказалось, что правильная утилизация отслуживших батарей электроавтомобиля, это процесс, почти в десять раз более энергозатратный, чем их производство!
И даже при соблюдении всех норм, чреватый огромными рисками заражения окружающей среды, крайне токсичными веществами.
То — есть вред от электромобилей, для экологии — это доказанный факт!
Сомнительная экономическая выгода.
А что же по цене? Каким образом это все влияет на кошелек среднего обывателя?
Вот вам минусы:
- Дорогое удовольствие. В среднем, при равных параметрах, электромобиль дороже такого же автомобиля с ДВС на 1000000. Понятно, что даже при разнице в оплате кВт/км, разницу в цене автомобиль не отобьет.
- Нестабильная работа АКБ в морозы и сильную жару.
- Огромные расстояния, на которые может не хватить зарядки, до следующей розетки.
- Электрички прекрасно горят и великолепно взрываются, даже на парковках.
- Проблема с зарядкой. Если собираешься съехать с федеральной трассы. — вози зарядку для электромобиля с собой.
- Снижение стоимости электрички, по мере снижения эффективности АКБ. Трехлетний электромобиль теряет в цене гораздо больше, чем трехлетний автомобиль с ДВС
Понятно, что при таких минусах, новые электромобили надо здорово лоббировать.
И для этого уже многое делается:
- Нулевой транспортный налог на электромобили, во многих регионах России.
- Бесплатные зарядные станции, для электромобилей. Их мало кто видел но, говорят, они существуют.
- Бесплатные парковки. Опять же. Не все, не всегда и не везде — но они есть.
- Бесплатный проезд по платным трассам.
В регионе, с солидным запасом ресурсов, низкой стоимостью бензина и огромными расстояниями, покупка электромобиля сравнительна с покупкой маленькой дрожащей собачки: вечно болеет, дрожит, писается. Если не то съест — еще и какается. Ходит, простигосподи, на пеленку и ничего кроме чувства жалости и брезгливости не вызывает.
Но — модно, очень дорого, престижно и жене нравится.